Профспілка "Захист Праці" (UNI, IUF)

INDEPENDENT TRADE UNION "ZAKHYST PRATSI" (UNI, IUF) tel. +380 50 358 71 48

Легалайз (журнал “БИЗНЕС”)

Posted by admin на Вересень 17, 2011

Кабинет министров демонстрирует готовность договариваться с бизнесом по вопросу легализации заработных плат. На кону немалая сумма: по результатам исследований, проведенных Всемирным банком, Институтом демографии и социальных исследований и Министерством социальной политики, нелегально выплачиваются и не облагаются налогами почти 140 млрд грн.

Этот ресурс необходим правительству для финансового обеспечения положений Закона №7455 от 13.12.10 г. “О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы”, который парламент окончательно принял 6 сентября.

Нос по ветру

Месяц назад БИЗНЕС писал, что власть настроена решительно и намерена “вытягивать” зарплаты из тени в первую очередь с помощью системы штрафов. Поощрения за легализацию фонда оплаты труда (ФОТ) предлагались чиновниками символические, что вызвало критику со стороны не только представителей бизнеса, но и профсоюзов.

Главной “антипредпринимательской” новацией правительства, призванной легализовать занятость на предприятиях, стали три законопроекта, которые Кабмин в ближайшее время намерен вынести на рассмотрение парламента (см. статью “Дательный падёж”).

По информации Юрия Кузового, директора департамента развития социального страхования Федерации работодателей Украины (г.Киев; с 2002 г.; 14 всеукраинских отраслевых и 39 территориальных организаций), к началу сентября его организация в целом согласовала с правительством текст двух законопроектов, касающихся ужесточения штрафных санкций за несоблюдение норм трудового законодательства: “Об ответственности предприятий, учреждений, организаций, независимо от формы собственности, физических лиц — предпринимателей и граждан — субъектов предпринимательской деятельности и самозанятых лиц, использующих наемный труд”, а также “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно усиления ответственности за нарушение законодательства о труде)”.

Работодателям удалось добиться значительных уступок (см. “Основные изменения…”).

“По настоянию представителей стороны работодателей были существенно уменьшены максимальные штрафы (с 34 тыс.грн. и 25,5 тыс.грн. до 17 тыс. грн. и 8,5 тыс.грн. соответственно), а в ст.175 Уголовного кодекса оставлены действующие размеры штрафных санкций за грубые нарушения трудового законодательства”, — сказал г-н Кузовой.

Кроме того, работодатели настояли на исключении из законопроекта нормы о неограниченных полномочиях Госинспекции по труду и повышении ответственности за “прочие” нарушения. Само понятие “прочие” решили убрать. Наконец, вводится солидарная ответственность работодателя и работника за расчеты в “конвертах”.

“Оба законопроекта предусматривают ответственность работников либо в виде админштрафа за участие в нелегальных трудовых отношениях (до 340 грн.), либо посредством взимания части финансовой санкции (до 50%) в регрессном порядке с виновного должностного лица — работодателя”. Таким образом, в целом работодатели больше не имеют претензий к правительственным инициативам в части штрафов.

“Удалось не допустить безосновательного усиления давления на легально работающих законопослушных работодателей”, — констатирует Юрий Кузовой (впрочем, пока речь идет всего лишь о тексте законопроекта, поэтому радоваться рано).

Министрели

Третий законопроект — “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно минимальных размеров оплаты труда и гарантий их обеспечения)” — тоже подвергся переработке в пользу работодателей, но, по их мнению, недостаточной.

Так, в документе остались нормы, устанавливающие дополнительные полномочия Пенсионного фонда Украины (ПФ) и Государственной налоговой службы: работодатели будут обязаны информировать ПФ о принятых на работу лицах. Кроме того, после принятия Закона они должны будут передать в ПФ данные об использовании средств социального страхования и объемах невыплаченных средств за период до 1 января 2011 г. А к списку прав органов налоговой службы предлагается добавить контроль за соблюдением работодателем “законодательства об оплате труда”.

Не нравится предпринимателям и положение, согласно которому Кабмин сможет принудительно распространять действие норм отраслевого соглашения на всю отрасль экономики или профессию, в том числе на субъектов, не входящих в сферу влияния подписантов этих соглашений. Да и разрешения использовать другие системы оплаты труда, кроме тарифной, они не добились. Впрочем, крупные предприятия, не дожидаясь такового, явочным порядком вводят новые системы оплаты.

Профсоюзы считают, что это способ нагрузить работников дополнительными обязанностями. Работодатели уверяют, что всего лишь намерены мотивировать персонал по-новому. Недавно этим занялись на предприятиях холдинга “Смарт-груп” (г.Киев; объединяет активы металлургии, АПК и судостроения; с 1999 г.), подконтрольного Вадиму Новинскому.

“Вводится система оплаты труда, позволяющая увеличить мотивацию и ответственность работников за производственные показатели предприятия, дисциплину и охрану труда”, — сказал Сергей Верховский, председатель правления входящего в холдинг ПАО “Запорожнерудпром” (г.Запо­рожье; с 1929 г.; годовой оборот — около 1 млн т продукции в год).

Главное новшество — градация минимальных зарплат в зависимости от должности — направлено против работодателей. Но при этом изменено само понятие “минимальная зарплата”: в нее включены все виды оплаты, а не только “ставка”.

Кроме того, законопроект ограничивает темпы повышения минимальной зарплаты, что, безусловно, на руку предпринимателям. Если прогнозный рост потребительских цен на следующий год составит менее 5%, минимальная зарплата будет увеличена только один раз за год — 1 января. Если цены вырастут больше, правительство увеличит минимальную зарплату дважды: 1 января и 1 июля.

В этом году, например, было запланировано четыре повышения: 1 января, 1 апреля, 1 октября и 1 декабря. В законопроекте есть “социальная” норма: если в текущем году минимальная зарплата составляет менее 50% средней зарплаты, то в следующем году она должна быть повышена не менее чем на 2/3 от роста реального ВВП.

Но в этом году опять-таки минимальная зарплата увеличится на 8,9%, тогда как реальный ВВП за год, согласно прогнозу руководителя аналитического подразделения группы компаний ICU “Инвестиционный капитал Украина” (г.Киев; с 2006 г.; 24 чел.) Александра Вальчишена, вырастет всего на 4%. То есть, согласно новому Закону, минимальную зарплату будут увеличивать медленнее и реже.

Свой суд

Юрий Кузовой отмечает еще одно положительное новшество: предлагается ввести экспертно-апелляционный совет при Минсоцполитики для внесудебного обжалования действий инспекторов труда.

“В свете обещанных увеличений штрафов подобное нововведение рассматривается как альтернатива судебной системе”, — объясняет глава юридического департамента профсоюза “Захист Праці” (г.Киев; с 2000 г.; 1 тыс.чел.) Виталий Дудин. В упрощенном порядке дела будут рассматриваться быстрее и не нужно будет платить судебный сбор.

“Минсоцполитики сосредотачивает в своих руках все больше полномочий. Так, была озвучена идея ликвидировать институт общественных инспекторов труда. Тогда контроль будут осуществлять исключительно госинспекторы. Кроме того, возникает перспектива передачи министерству квазисудебных полномочий по обжалованию действий госинспекторов”, — отмечает г-н Дудин. На практике, по его мнению, приходится ожидать перераспределения коррупционных сборов в пользу министерства.

У работодателей появится возможность “договориться” — если не с инспекторами, то с новосозданным органом.

Еще одна проблема заключается в том, что правительство этой осенью намерено вынести на рассмотрение парламента Трудовой кодекс.

“Было принято решение об интегрировании норм законопроектов о легализации зарплат в изменения в Трудовой кодекс, если эти изменения будут проведены раньше”, — говорит Юрий Кузовой.

Получится, что в “сырой” и противоречивый проект Трудового кодекса (см. статью “С трудом пополам”) перед его рассмотрением в парламенте придется “впихнуть” еще и все те нормы, о которых шла речь выше.

Основные изменения в текстах правительственных законопроектов: – Устранение ряда штрафных санкций (за невыплату зарплаты — 10% от месячного ФОТ; за выплату с задержками или не в полном объеме — 10% от суммы начисленной и невыплаченной зарплаты или даже 2-3 минимальные зарплаты за каждого работника; за другие нарушения — до 1700 грн.) – Отказ от увеличения штрафов за нарушение или невыполнение условий коллективного договора в 1,5 раза – Уменьшение максимальных штрафов за нарушение трудового законодательства (с 2000 нмдг до 1000 нмдг) – Ограничение полномочий Госинспекции по труду – Установление солидарной ответственности работников и работодателей – Изменение понятия “минимальная заработная плата” – Введение органа для внесудебных разбирательств между работодателем и государством

Автор: Денис Горбач Источник: “Бизнес”

Advertisements

Залишити відповідь

Заповніть поля нижче або авторизуйтесь клікнувши по іконці

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out / Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out / Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out / Змінити )

Google+ photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google+. Log Out / Змінити )

З’єднання з %s

 
%d блогерам подобається це: